Паломничество Великих Князей Кирилла Владимировича в 1931 году и Владимира Кирилловича в 1962 году в Святую Землю1

 

 

Полуторадневное паломничество Великого Князя Кирилла Владимировича

 

Первого марта 1931 года в два часа пополудни Великий Князь Кирилл Владимирович в сопровождении своего адъютанта капитана Г. К. Графа прибыл в Иерусалим. Ни представители Палестинского Общества, ни РДМ не были уведомлены о приезде Великого Князя. Через час после приезда Кирилла Владимировича иерусалимское туристическое бюро известило об этом архиепископа Анастасия. Около семи часов вечера, случайно узнавшая об этом Член Правления подворьями М. Н. Трапезникова, уведомила Управляющего В. К. Антипова о пребывании Великого Князя в Святом Граде. Представителям ППО предстояло выяснить вопрос о местопребывании Великого Князя и предложить ему осмотр учреждений Общества. Было отдано  распоряжение о экстренном созыве совещания Членов Правления на восемь часов утра следующего дня.

Вечером Великий Князь Кирилл Владимирович посетил Собор Святой Троицы, где после богослужения, возглавляемого архиепископом Анастасием, Его Императорскому Высочеству было провозглашено многолетие.

Елеон.Вознесенский женский монастырь.

Вел. Кн. Кирилл Владимирович, игуменья Павла (Клюева), архиепископ Анастасий

На утреннем совещании Член Правления И.И. Спасский сообщил от имени архиепископа Анастасия, что в 10 часов утра назначен осмотр Великим Князем Александровского подворья, откуда Его Императорское Высочество проследует в Гефсиманию, и после этого на Елеон. В письменной форме данное сообщение было направлено архиепископом Анастасием Члену Правления Я.Н. Фарраджу.

По обсуждении всех вопросов было принято решение прежде всего выяснить местопребывание Его Императорского Высочества, представиться там Великому Князю и просить о посещении Александровского подворья.

 

Согласно сему постановлению Члены Управления подворьями В. К. Анитипов, Я.Н. Фаррадж и И.И. Спасский отправились к архиепископу Анастасию. Узнав от архиерея, что Его Императорское Высочество остановился в отеле Кинг Дейвид (Царь Давид), сотрудники ППО сразу же последовали туда. Их принял капитан Г. К.  Граф, которому изложили цель прибытия. Члены Правления остались в приемной в ожидании Великого Князя. Без четверти девять в отель прибыл архиепископ Анастасий в сопровождении иеромонаха Афанасия. В приемную вошел Его Императорское Высочество. В. К. Антипов  представил Великому Князю своих сотрудников. После краткой беседы, касавшейся первых Председателей Общества из Царской Фамилии,  настоящего деятельности Управления и отношения при нынешних условиях английских властей,  разговор перешел на тему предстоящей программы осмотра владений ППО. В. К. Антипов поднес Великому Князю и капитану Г. К. Графу экземпляр написанной им брошюры о Пороге Судных Врат.

После краткой встречи Его Императорское Высочество в сопровождении архиепископа Анастасия направился к Храму Воскресения, а Члены Управления - на Александровское подворье. Бывшему генеральному консулу России в Иерусалиме А. Ф. Круглову, проживавшему в здании подворья, В. К. Антипов предложил отправиться в Гефсиманию, чтобы открыть усыпальницу Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.

 

В 11:00 часов Его Императорское Высочество прибыл в Александровское подворье. Осмотрев церковь Св. Александра Невского и небольшой музей при подворье, Великий Князь ознакомился с Русскими Раскопками. В. К. Антипов,  сопровождавший Кирилла Владимировича,  дал историко-археологическое объяснение о Пороге Судных Врат.

На память о своем посещении Его Императорское Высочество в книге почетных гостей изволил начертать: Кирилл.

 

Отсюда Великий Князь, архиепископ Анастасий, А.Ф. Круглов  и Г. К. Граф направились по скорбному пути в Гефсиманию. Члены Управления выехали на автомобиле туда для встречи Его Высочества.

 

В 12 ч. дня Великий Князь вошел в Гефсиманский сад, в котором осмотрел храм Св. Марии Магдалины, после чего проследовал в склеп, где архиепископом Анастасием была отслужена панихида по Великой Княгине Елисавете Феодоровне.

 

После панихиды В. К. Антипов на память о посещении Его Императорским  Высочеством великой христианской святыни, столь близкой ныне Дому Романовых со времени устроения здесь усыпальницы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны поднес Кириллу Владимировичу гравюру с изображением храма Св. Марии Магдалины.

 

На прощание Кирилл Владимирович пожелал Управляющему подворьями всевозможного успеха в трудах и вместе с архиепископом Анастасием отправился на Елеон.

 

За полутородневное пребывание в Палестине Его Императорское Высочество посетил также мечеть Омара,  Вифлеем и нанес визит болеющему Патриарха Дамиану.

 

Третьего марта Великий Князь Кирилл Владимирович отбыл  из Иерусалима в Хайфу в специальном туристическом поезде для дальнейшего следования на пароходе в Египет. На вокзале его провожали Наместник Патриарха Архиепископ Евдор, Члены Управления подворьями во главе с В. К. Антиповым и архиепископ Анастасий с чинами Русской Духовной Миссии.

 

Первоиерарх РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) о Великом Князе

Кирилле Владимировиче Романове:

 

..теперь одумались, поняли, что оставаться без веры, без Церкви Христовой и без Царя нам невозможно: необходимо возвратиться и возвратить народ к благочестию и порядку, какой был при наших Царях, а выдумывать новый беспорядок и своеволие это значит повторять бесчисленные бунты и конечное разделение на радость внешних врагов наших и врагов нашего спасения, т.е. диаволов. 

 

Однако это дело мудренее, чем то, которое исполнили наши предки 316 лет тому назад, избравшие Царя из Царской родни и целовавшие Ему крест. Труднее это дело теперь потому, что наши предки были люди благочистивые и единодушно желавшие блага для Святой Руси, а теперь совсем не то; впрочем, в другом смысле предстоящее дело воцарения законного Царя легче теперь, чем тогда и вот в каком именно смысле: - тогда не трудно было даже искренним людям убедиться и убедить друг друга в том, кто был законный Царь. Это решено было авторитетом Святейшего Патриарха Ермогена; ныне же законный, бесспорно законный Царь Кирилл Владимирович перед глазами всех.

 

В настоящие дни исполняется двадцать пять лет со времени Его чудесного спасения в водах Тихого Океана во время русско-японской войны. Подобное же спасение Государя Александра III, Его Супруги и Наследника Николая Александровича 17 октября 1888 года ежегодно ознаменовывалось торжественными служениями литургий и благодарственных молебнов по всем храмам на Руси, не только при жизни того Государя, но и по кончине Его, когда оставались  в живых Государыня и Наследник, сделавшийся по воле Божией Императором в 1894 году.

 

Пора, давно пора и нам начать благодарить Бога за сохранение жизни нашего наследственного Царя в страшные дни марта 1904 года2: - даже те, кто смущается Его признать Царем без торжественного провозглашения, не могут не признать Его единственным законным Наследником Престола и должны наравне с первыми благодарить Бога за чудесное сохранение Его жизни из глубоких вод океана. Такое первое благодарение состоится в нашей Белградской церкви в ближайшее воскресение после литургии (1/14 апреля), но хорошо если и прочие русские церкви в Королевстве усвоят себе такой обычай.

 

Пусть замолкнут уста безумцев, находящих в подобных увещаниях какую-то политику. Именно полное отсутствие политики, полный отказ от всякой политики заключается в отрицании и февральской и октябрьской революций 1917 года, причем после их отрицания останется у нас прежняя самодержавная Царская Россия, объединенная Православным Самодержцем, как носителем той единой признаваемой народом власти, которой с доверием и любовью подчинялись все сто одиннадцать племен, населявших наше Отечество и молящихся, всякое племя по своему, о возвращении прежних времен справедливости и милосердия.

 

Царский Вестник 1/14 апр. 1929 г. № 35

 

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КИРИЛЛОВИЧА и ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЛЕОНИДЫ ГЕОРГИЕВНЫ  в 1962 г.

13 сентября 1938 года в Париже упокоился Великий Князь Кирилл Владимирович. В Белграде панихиду по новопреставленному Кириллу Владимировичу служил святитель Иоанн Шанхайский, приведший затем всех верноподданных к присяге новому Главе Династии Великому Князю Владимиру Кирилловичу. В  обращении Святителя Иоанна Шанхайского к новому Главе Императорского Дома в связи с упокоением  Родителя сказано: Благоверный Великий Государь! Кончина Вашего Августейшего Родителя Государя Императора  Кирилла Владимировича исполнила неподдельною печалию сердца многочисленных русских изгнанников с Родины, во множестве стекающихся на панихиды по Главе Российской Династии. Вознося молитвы о Вашем усопшем Родителе, да упокоит Его Господь Бог где несть болезни и печали и да воздаст Ему за все труды Его ради блага России, вместе с тем молю Господа Бога, да даст Он Вам мудрость и силу освободить Русский народ от угнетателей и собрать его воедино, воссев на прародительском Престоле в Успенском Соборе и возложив на Себя Мономахову Шапку.

В апреле 1962 года Начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Димитрий сообщил Правителю Дел Синодальной Канцелярии РПЦЗ протоиерею Георгию Граббе, что им получено письмо от Владыки Иоанна (Шанхайского) о том,что Великий Князь Владимир Кириллович находится на пути в Св. Град. Ни времени приезда, ни каким транспортом или какой компанией прибудет Великий Князь архиепископ Иоанн не указал.

Памятование Промысла Божия над всеми событиями нашей жизни,- писал архимандрит протоиерею Георгию Граббе, - быстро рассеяло легкое огорчение Матушки Игумении Тамары 3, и они начали обсуждать подробности встречи. Начальник РДМ  по телефону сообщил насельницам в Гефсимании о готовящемся приезде Великого Князя. Здесь ему пришлось выслушать очень много недовольных и горьких слов от Матушки Варвары.4  Тщетно он пытался успокоить гефсиманских начальниц,  что отнюдь никто не собирается приносить присягу Великому Князю. Встречаем Его с подобающей честью, как Главу Русского Царского Дома, - уговаривал их архимандрит Димитрий. Но не тут то было! Монахини заявили, что не признают они таковым Владимира Кирилловича. Однако, все это негодование и возмущение может еще неожиданно рассеяться,- писал Правителю Канцелярии архимандрит Димитрий. - Пока же, от гефсиманских начальниц была посылаема к Матушке Игумении Тамаре сестра Евдокия Голицина 5 чуть ли не с выражением... соболезнования. Матушка Тамара держала себя с большим достоинством и наметила программу отношений к Великому Князю: будем вспоминать хорошее прошлое и не будем говорить о будущем..6

 В это время уже следовало из Нью-Йорка в Иерусалим письмо протоиерея Георгия Граббе архимандриту Димитрию:

Сегодня я получил известие о том, что на Страстную Седмицу и Пасху в Иерусалим едет Великий Князь Владимир Кириллович с Супругой. Они повидимому хотят пробыть в Иерусалиме с 8/21 по 16/29 апреля.

Владыка Митрополит, узнав об этом, сказал мне, что хочет Вам написать, но это вероятно возможно только завтра и потому я тороплюсь вперед предупредить Вас на случай, что Вы еще не осведомлены.

Вы вероятно знаете, что есть разные мнения насчет положения Супруги Великого Князя. Вопрос этот обсуждался в частном совещании членов Синода после получения Его уведомления о браке. Тогда было решено, не входя в обсуждения этого акта, именовать Ее Великой Княгиней, что Владыка Митрополит и делает в переписке с Великим Князем. Таким же титулом поминают Ее в Зап. Европе, когда Она бывает за богослужением.7

Высокие Паломники приехали в Св. Град вечером Лазаревой субботы, когда в храмах русских монастырей совершалась всенощная под праздник Входа Господня в Иерусалим. Сейчас же по окончанию всенощной, в отель Амбассадор, где остановилась Великокняжеская Чета, прибыли Начальник РДМ архимандрит Димитрий и Настоятельница Елеонского женского монастыря игумения Тамара Августейшая Сродница Великокняжеской Четы. Ими были принесены первые приветствия Их Высочествам.

На следующий день праздник Входа Господня в Иерусалим, большой колокол Елеонского монастыря собрал монашествующих для встречи Владимира Кирилловича и Леониды Георгиевны.

Ровно в 8 часов Их Высочества прибыли и в воротах Елеонской обители были встречены поднесшей им хлеб-соль игуменией Тамарой. Внутри монастырского двора стояло облаченное духовенство, певчие и монахи. Их Высочества приложились ко кресту, приняли окропление св. водой и предшествующие духовенством и певчими, окруженные множеством инокинь, последовали в храм. Торжественный трезвон сопровождал Их всю дорогу.

 

В храме, по совершении краткого молебна, архимандрит Димитрий произнес приветственное слово и возгласил многолетие Августейшим Паломникам. Сейчас же началась праздничная литургия, за которой Их Высочества благоговейно молились. По окончании литургии игумения Тамара представила Их Высочествам сестер обители. После завтрака у Матушки игумении Великий Князь и Великая Княгиня с сопровождавшими Их архимандритом Димитрием и другими лицами, отбыли в храм Гроба Господня, где поклонились Св. Местам.

 

В Великий Понедельник Их Высочества посетили насельниц Гефсимании. Встреченные у ворот игуменией Марией, духовенством и сестрами, Их Высочества проследовали в храм св. Марии Магдалины. Затем в крипте под храмом молились у гроба убиенной Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Великий Князь Владимир Кириллович был заметно взволнован во время служения панихиды. Осмотрев Гефсиманский сад и побеседовав с игуменией Марией, Их Высочества отбыли в русский храм св. Александра Невского при Пороге Судных Врат. Архимандрит Димитрий совершил молебствие. Поклонившись Порогу Судных врат и осмотрев храм, Их Высочества посетили канцелярию Православного Палестинского Общества, где их  приветствовал представитель ППО генерал Михаил Георгиевич Хрипунов. В Царской комнате за чашкой чая и восточными сладостями генерал М.Г. Хрипунов поведал Высоким Гостям о современном положении Общества. Великий Князь выразил Свою Высочайшую благодарность администраторам ППО за заботу о сохранении принадлежащих Обществу святынь. В этот же день вечером Великий Князь и Великая Княгиня с благоговением и священным трепетом поклонялись Живоносному Гробу Господню.

Великий Вторник и Великую Среду Их Высочества с раннего утра до позднего вечера провели в посещении Св. Мест. В Вифлееме они поклонялись Божественному Вертепу, в Хевроне молились у  священного Дуба Мамврийского и осматривали окрестные монастыри. Вновь побывали на Елеоне, в Гефсимании и Вифании. В последней Их Высочества с интересом знакомились с школой для арабских детей.

В святой и Великий Четверг после Божественной литургии, Великий Князь и Великая Княгиня в сопровождении генерала М. Г. Хрипунова посетили Блаженнейшего Венедикта Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины. С большим вниманием и любовью Блаженнейший принял Их Высочества в тронном зале Патриархии. Великокняжеская Чета желала получить благославение Предстоятеля Матери Церквей. В виду особенной строгости и святости наступивших Великих дней Страстной седмицы Их Высочества отклонили иные представления и посещения официальных лиц.

Последние три дня этой седмицы Высокие Паломники провели в неопустительном посещении церковных служб, как в русских храмах, так и у Гроба Господня.

Вечером в Великий Четверг Августейшие Паломники слушали чтение 12 Евангелий в  храме Марии Магдалины в Гефсимании. Оттуда, по окончании службы, вместе со всеми молящимися, с зажжеными свечами Владимир Кириллович и Леонида Георгиевна следовали по Крестному Пути к Порогу Судных Врат, где духовенство вновь читало Евангелия.

В Великую Пятницу Их Высочества слушали вечерню в храме Елеонского монастыря. Великий Князь, вместе с духовенством, выносил Св. Плащаницу.

Вечером в тот же день Владимир Кириллович и Леонида Георгиевна снова молились на Елеоне во время  утрени Погребения Спасителя, а ночью присутствовали на этом же богослужении в храме Гроба Господня, где были приглашены Патриархом стоять у дверей Св. Гроба.

В Великую Субботу Великий Князь и Великая Княгиня присутствовали на чине благодатного Огня в храме Гроба Господня. С вечера Великой Субботы Владимир Кириллович и Леонида Георгиевна прибыли в Елеонский монастырь, где готовились к принятию Св.Таин и приступили к таинству Исповеди.

Светлую Ночь Пасхальной Радости  Великий Князь и Великая Княгиня разделили с монашествующими Елеонского монастыря и множеством богомольцев, заполнивших храм, и причастились Св. Христовых Таин за пасхальной литургией.

На средства Их Высочеств были устроены розговены для всех сестер и богомольцев в обширной монастырской трапезной. Владимир Кириллович и Леонида Георгиевна, христосоваясь, вручили каждому богомольцу и каждой сестре пасхальную карточку с собственноручными подписями, чем доставили всем присутствующим особую радость. Только в 6 часов утра Великокняжеская Чета отбыла к себе на отдых. Отдых оказался коротким. Их Высочества вечером покидали Святой Град. Около 15:00 часов Они вновь прибыли на Елеон.

Прощальное общение с маленькими послушницами-арабочками, окружившими ласкающую их Великую Княгиню. Они просят своими все еще детскими голосами кланяться от них Августейшей Дочери Их Высочеств.

Архимандрит Димитрий совершил краткий напутственный молебен, законченный  теплым прощальным словом, и поднес Их Высочествам в благословение образ Спасителя, шитый золотом и жемчугами. Прощаясь, сестры не могли удержать слез и, вслух благославляя Их, благожелали Им о даровании Господом помощи  в Их великом служении. Под звон колоколов, при пении Христос Воскресе вся обитель проводила Августейших Паломников до ворот.

Начальник РДМ архимандрит Димитрий сообщил Архиерейскому Синоду: Радость Пасхи удерживала слезы, но они готовы были литься из очей стариц монахинь, так полюбивших Августейшую Чету. Их Высочества, несмотря на краткость Своего пребывания в Св. Земле, даже в эти дни сплошь насыщенные такими великими и святыми, все остальное заслоняющими переживаниями нашли возможность всех приласкать, сказать доброе слово, ободрить, воодушевить Как радостно желал знать Его Высочество о подвижниках благочестия последних дней, провозвестивших грядущие судьбы нашей Родины, поведавших многое своей духовной дочери гефсиманской монахине Варваре. Так много взаимной поддержки и духовного утешения было в беседах Великого Князя и Великой Княгини с Матушкой Игуменией Тамарой Те, кому Господь даровал видеть Великого Князя и Великую Княгиню в одни из самых великих и святых минут Их жизни у Живоносного Гроба Спасителя, радуются и благодарят Господа. Ибо: Вознесох избраннаго от людей Моих.

По возвращении в Европу Великий Князь награждает генерала М. Г. Хрипунова:

Г р а м о т а  № 32.

По повелению Главы Российского Императорского Дома Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Кирилловича Михаил Георгиевич Хрипунов награждается знаком с вензелевым изображением Имени Его Императорского Высочества 2-й степени Настоящая грамота выдана в Мадриде 5-го июня 1962 г

 

Слово, произнесенное архимандритом Димитрием в Елеонском женском монастыре, 9 апреля 1962 г. при  встрече

Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Кирилловича и Великой Княгини Леониды Георгиевны

Ваши Императорские Высочества.

В таинственные и благодатные дни Христовых страданий за мир, Вы пришли сюда, в Святую Землю спасения нашего, чтобы здесь поклониться Кресту Господню и святое Воскресение Его прославить.

Буди благословен поломнический подвиг Ваших Высочеств.

Радостно встречают Вас русские обители, русские иноки и инокини стражи достояния русской Церкви в Святой Земле.

Все Ваши Державные Предки и Августейшие Сродники, начиная с Благочестивейшего Царя Михаила Феодоровича, простирали свое царское покровительство и щедрую милость Святой Земле, были здесь Державными Защитниками святого Православия. Государи Императоры Николай Павлович и, особенно, Августейший Прадед Вашего Императорского Высочества, Царь Освободитель Александр Второй, утвердили в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию.

Незабвена для нас священная память Августейшей Прабабушки Вашей, Государыни Императрицы Марии Александровны, особенно покровительствовавшей Миссии.

С какой силой сказалось единение Царя и народа русского в создании Государем Александром III и укреплении Царем-Мучеником Николаем II Императорского Православного Палестинского Общества!

Всегдашние священные чаяния русской души поклониться Живоносному Гробу Господню, Трепетной Голгофе, Вертепу Вифлеема, омыться в струях Иордана , все это стало доступным и возможным для всех сословий русских людей, благодаря заботам Палестинского Общества.

Возглавляют благодетельное для русских паломников учреждение, Августейшие Председатели Великий Князь Сергий Александрович, а после его страдальческой кончины, Августейшая Супруга Князя, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, мученические останки которой хранит наш храм в Гефсимании, выстроенный Великими Князьями-Детьми Императора Александра II, в память своей Царственной Матери, Императрицы Марии Александровны.

Вместе со множеством паломников-русских крестьян, склонялись пред Святыми Местами спасения нашего и Паломники-Великие Князья: Константин Николаевич, Сергий и Павел Александровичи, Константин Константинович, Княгиня Елисавета Феодоровна.

А после дней русской скорби, 31 год тому назад, совершил паломничество в Святую Землю и Августейший Родитель Вашего Императорского Высочества. И нигде, как в святой земле, не чувствовалось так ощутимо, близость Державных Российских со Своими поддаными, со Своим народом.

Эту близость создавало единство веры и духа, верность святому нашему Православию, Святой нашей Церкви, Защитниками которой были русские Венценосцы.

Вот почему особенно радуемся мы ныне паломничеству Ваших Императорских Высочеств.

Царь царствующих и Господь господствующих грядет ныне на вольную страсть нашего ради спасения. Грядет освободить нас от греха, умирить нашу жизнь, обновить, освятить нас, Своими страданиями, смертию крестной и тридневным Воскресением.

К благодати этой Тайны Божественной, приступите Вы, Благоверный Государь и Благоверная Государыня, на самом Месте священных событий, взыскуя помощи, Божией для служения страждущей Родине нашей, страждущим русским людям.

Давно уже нет здесь русских поклонников .... В отличие от других стран, нет ныне в Св. Земле и сынов русского рассеяния.... Остались лишь мы, монашествующие убогие стражи святынь и обителей русских.

Но незримое единение с сотнями тысяч русских людей притекавших сюда, проливших здесь слезы умиления о страданиях Христовых, принесших сюда свои собственные страдания, свои скорби и радости, свое русское терпение; единение с другими уже миллионами русских православных, не увидивших Святой Земли, но всегда стремившихся к Ней, любивших Ее, духовно Ее лобызавших; единение Августейших Паломников Великого Князя и Княгини Русских со всею Христолюбивою русской народной душой, совершится и ныне здесь, под покровом Божественной благодати, которая от Престола Господня изольется у Святых Мест на Ваши Императорские Высочества. Благословен Грядый во Имя Господне! Аминь.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =  = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

 

 Из писем Протоиерея Георгия /Граф Граббе Юрий Павлович/ -  1902-1995, известного канониста,  Правителя Дел Синодальной Канцелярии, завотделом Внешних Церковных Отношений, Секретаря Синода РПЦЗ, с 1979 года епископа Григория Вашингтонского и Флоридского:

 

... Поэтому рвение Сергея Георгиевича, которого я очень люблю, мне непонятно, как непонятны и выступления трех Князей. Все Они никакого интереса к русской жизни не проявляют, и единственный вопрос, в котором Они проявили себя, это протест против Вел. Князя.

Последний может нравиться или не нравиться, Он может делать ошибки, но, по крайней мере, проявляет интерес и патриотизм, Сам говорит чисто по-русски и Дочь учит русскому. Право, это нельзя сравнивать с Всеволодом Иоанновичем, не говорящим по-русски, 4 раза женатым. Относительно же Владимира Кирилловича нам надо быть последовательными. Наш Собор с мирянами в 1938 г. обращался к Его Отцу как к Главе Императорского Дома. В таком же качестве приветствовал его наш Собор Епископов, когда умер Кирилл Владимирович.

Митрополит Анастасий неизменно обращался к Нему в этом качестве и настолько бережно относился к Нему, что при всем неудовольствии по поводу Его брака на совещании Синода провел решение не входить в обсуждение Его решения о титуле ее и обращался к ней как к Великой Княгине. По его указаниям и Мать Тамара принимала ее в таком качестве. Митрополит Филарет не имеет такого интереса к подобным вопросам, как его предшественники, и просто последовал принятому ими порядку обращения. Я лично считаю это правильным: было бы ошибкой каждому Митрополиту пересматривать и менять то, что решено было до него.. Глава Династии только символ доброго старого монархического принципа, но не глава партии, в сущности не существующей. Он никаких приказов не издает. Сейчас вся наша монархичность может проявляться только в том, чтобы поздравить Вел. Князя с Праздниками и оказывать в Его лице почет Династии при встрече. Поэтому в этой области я не вижу никаких трудных для нас проблем

 7/20 ноября 1970 г.

 

 

Глубокоуважаемый Князь Николай Романович!8

.Не могу не высказать большого огорчения, которое невольно существует у всех преданных Дому Романовых людей по поводу несогласий вместо того единства, которое всем нам хотелось бы видеть, особенно в дни прославления Царственных Мучеников.

Прежде всего позвольте сказать Вам, что я с самого молодого возраста был убежденным монархистом. Уже в апреле 1917 года мой покойный брат и я положили основание монархической организации молодежи. Русская Монархия нам не представлялась иначе как легитимной, ибо мы живо ощущали, что основа бедствий лежит в измене русских людей принципу верности законному Царю и Его Наследнику, никак не взирая на личности. Поэтому, уже заграницей, когда возник спор, о легитимизме, ни для моего покойного отца (брата уже не было в живых), ни для меня не было вопроса о том, Кому мы обязаны служением, хотя из Членов Императорской Фамилии моему отцу ближе всего был Великий Князь Николай Николаевич, который поэтому в первые дни революции назначил его состоять при себе. Таким образом, следуя его примеру, я всегда с молоду чувствовал себя обязанным служить Тому, Кто является старшим в порядке престолонаследия, независимо от личности. Порядок этот был указан в наших богослужебных книгах.

Впоследствии и церковная власть в лице Собора и Синода, независимо от личной близости Митрополита Анастасия к Великим Князям Николаю Николаевичу и Петру Николаевичу, не именуя Великого Князя Кирилла Владимировича Императором, обращалась к нему как к Главе Императорской Фамилии, а после Его кончины таким же образом обратилась к Его Сыну, как преемнику Его прав.

В этом примером служили тогда живые еще старшие Члены Императорской Фамилии

Мало и компетентных людей, в особенности в вопросах династических взаимоотношений и законов о Престолонаследии. Насколько я помню, например, в законе еще не было прямых указаний относительно Вашего поколения и даже фамилий и титулов потомства Князей - Высочеств: надо ли их титуловать как Высочеств, Светлостей или Сиятельств? При Монархии, связанные с этим вопросы в каждом отдельном случае решались Императором по Его усмотрению. А между тем в эмиграции стали возникать практические вопросы, связанные с браками. Наши Соборы и Синод в отношении таких проблем исходили из того, что вопросы браков и титулов не подлежат суждению церковной власти, а она принимает то, что решит Глава Императорского Дома, заботой Которого должно быть сохранение преемства насколько это практически возможно при данных условиях. Жизнь создает проблемы, при решении которых слепой легализм не всегда возможен. По строгому применению закона, многие лица, указанные в Вашем списке, уже являются только родственниками членов Императорской Фамилии, но едвали могли бы быть ее членами на основании Закона о Престолонаследии. Такими в прежние годы были, наприм., герцоги Лейхтенбергские, Мекленбургские, принцы Ольденбургские.

Поэтому, когда Великий Князь Владимир Кириллович вступил в брак, Архиерейский Синод, под председательством блаженнопочившего Митрополита Анастасия не входил в обсуждение этого брака, а руководствовался в поминовении Его Супруги как Великой Княгини на основании Его решения. Равным образом, когда Он дал Гавриилу Константиновичу титул Великого Князя, - Его стали поминать как Великого Князя.

Вы изволите высказывать неудовольствие тем, что я помянул Михаила Павловича как Великого Князя. Я не вхожу в обсуждение вопроса о том, целесообразно ли было присвоение Ему именно этого титула при принятии Его в состав Русской Императорской Фамилии. В составе ее были упомянутые выше из иностранных родов Герцоги Лейхтенбергские и Мекленбургские и Принцы Ольденбургские. Лейхтенбергский, как женатый на дочери Императора, имел титул Императорского Высочества. Он стал членом Российского Царского Дома, а не супруга его вошла в Баварскую Королевскую семью. Каково бы ни было, скажем, мое личное мнение, я не могу руководствоваться им в титуловании, о котором решение вынесено Главой Императорского Дома. А поскольку Михаил Павлович православный, я полагал себя обязанным помянуть Его, чего бы я не сделал, если бы Он был протестантом. Вообще же в нашей Церкви принято издавна поминать православных высочайших особ, даже и не русских. Так делалось у нас в отношении греческих, сербских и болгарских Высочайших Особ.

Я боюсь, что разделение, которое в большей мере вызвало и потребность в Вашем письме, явилось следствием того, что утратилось сознание, что семья может быть организованной единицей только если она признает кого-нибудь главою. Без этого это только собрание родственников

сообщенные Вами сведения могут нам быть очень полезными. Очевидно, нам пришлось бы справиться и о пожеланиях Великого Князя Владимира Кирилловича.

С этой точки зрения мы должны быть Вам благодарны за то, что Вы написали о беспокоящих Вас вопросах. Думаю, что могу Вас заверить, что никаких политических побуждений в святом деле прославления Новомучеников ни у кого из нас не может быть.

 

Епископ Григорий

1/14 сентября 1981 г.

 

 

Н. Воронцов

Председатель ИППО

в Святой Земле

(Иерусалим и Ближний Восток)

 

 

 

1 Данные документальные описания составлены на основе доклада Управляющего подворьями В. К. Антипова Совету ППО. Иерусалим, 18 февр./ 3 марта 1931 и доклада Начальника РДМ архимандрита Димитрия Архиерейскому Синоду РПЦЗ, Апрель 1962 г.

2  В роковое утро 31 марта 1904 года, в 9 часов и 30 минут, Великий Князь Кирилл Владимирович был рядом с адмиралом С. О. Макаровым на мостике броненосца Петропавловск, когда взрыв мины потряс русский флагман в Порт-Артуре. Через несколько минут Петропавловск скрылся под водой. Кирилл Владимирович был контужен, получил ожоги лица. Его брат Борис Владимирович, также бывший в Порт-Артуре, телеграфировал отцу: По рассказам Кирилла, он в момент взрыва бросился на левую сторону мостика и опустился на руках на палубу, где был смыт волной, потом втянут в воду на порядочную глубину и собственными усилиями всплыл на поверхность, ухватившись за плавающую крышку парового катера. Держался на ней около 10 минут и был взят на  миноносец "Бесшумный".

Спасти удалось всего 80 человек. Погибло 650, в их числе  С.О.Макаров практически со всем штабом и известный художник-баталист В.В.Верещагин.

3 Матушка Тамара (кн. Мухранская-Багратион),1890-1979. Дочь Великого Князя Константина Константиновича, известного поэта. В 1946 г. в Женеве приняла постриг. С 1948 года игуменья Елеонского монастыря.

4 Матушка Варвара (Цветкова), 1889- 1983. В 1929 году прибыла в Иерусалим, где вскоре приняла рясофор и архиепископ Анастасий назначил ее заведывать Гефсиманским Садом. В 1934 году пострижена в мантию. После смерти игуменьи Марии (Робинсон) в 1969 г. возглавила Вифанскую общину в Гефсимании.

5 с. Евдокия (Голицына), рясофорная инокиня, сестра князя В.Д. Голицина, члена ППО и члена Комитета Помощи Православным Учреждениям в Святой Земле.

6Письмо архимандрита Димитрия  к протоиерею Георгию Граббе, 5/18 апреля 1962 г.

 

7  Письмо протоиерея Георгия Граббе от 3/16 апреля 1962 г.  Архимандриту Димитрию

 

8 Князь Николай Романович Романов. Родился 26 сентября 1922 года в Антибе (Франция), где его родители находились в эмиграции. Праправнук императора  Николая I. Сын князя императорской крови Романа Петровича Романова (троюродного брата и крестника  Николая II) и графини Прасковьи Димитриевны Шереметевой.

Женат на итальянской графине Свеве делла Герардеска. В 1990-х годах, как старший в мужской линии родственников царя, возглавил Объединение членов Дома Романовых. Родной брат князя  Димитрия Романовича (Дания).